Электронный журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения»
№10, октябрь 2015
Есть мнение Блицопрос

Что значит быть учителем?

Ольга Гридина,
педагог дополнительного образования Дворца детского и юношеского творчества г. Тольятти

Если обратиться к значению и этимологии слова «учить», то кроме привычных определений («наставлять», «обучать», «научать», «передавать знание»), встречается одно, на первый взгляд необычное, выражение — «получать удовольствие». По моему мнению, быть учителем — это как раз и есть получать удовольствие от того, что ты учишь, даешь новые знания детям. Ведь если учитель действительно влюблен (именно влюблен) в свою профессию и получает удовольствие от этого состояния, то и результат его труда будет высоким.

Ольга Орехова,
учитель английского языка,  педагог-психолог  Толькинской школы-интерната среднего общего образования

Быть учителем — это, на мой взгляд, прежде всего быть ответственным. Анализируя события, которые происходят сейчас в нашей стране и в мире, все чаще задумываешься о своей роли в образовании и своей ответственности как учителя перед обществом. Ведь не секрет, что в воспитании и развитии ребенка учителя, порой, играют более важную роль, чем семья.
Думаю, что учитель должен заниматься своим делом с душой и ответственностью, и тогда все будет в порядке!

Сергей Фурсов,
учитель-дефектолог  1-й квалификационной категории, режиссер театра культуры «Открытое искусство, г. Москва

Учитель — вечный ученик. И это не пафосные слова, это правда. Учитель, который решил, что он все знает и все умеет, который считает свои знания и опыт бесспорными и при этом всеми силами пытается навязать эти знания и опыт другим, когда-то все равно потерпит фиаско. И, напротив, человек, сознание которого открыто для новых знаний, который не ставит себя на кафедру, чтобы проповедовать истины, а вместе с детьми изучает этот мир, — может называться учителем.
С каждым годом темп нашей жизни становится быстрее, и скоро в ней уже не найдется место Великой Дидактике. Сегодня учитель вместе с ребенком, как когда-то давно Сократ со своими учениками, должен «прогуливаться по саду» — саду новых знаний, умений, опыта. Такой подход к обучению актуален еще и потому, что изменился сам ученик. Во-первых, сейчас дети, которые раньше считались необучаемыми, сели за парту, и ни один учитель не сможет сказать: «Я знаю, как с ними работать». Во-вторых, современные дети намного лучше, чем взрослые, владеют интернет-технологиями, что уравнивает позиции учителя и ученика. В этих условиях сохранить достоинство, уверенность в себе, не растерять свой профессионализм, найти способы успешного взаимодействия с детьми может только человек с открытым сознанием и сердцем. Таким и должен быть учитель.

Наталья Данилова,
зам. директора по 
учебно-воспитательной  работе СОШ № 110, г. Новокузнецк

Кто такой учитель? Что значит учить? Эти вопросы были особенно актуальны для меня в начале профессионального пути. И каждый год 1 сентября я отвечала на них по-разному.
Сегодня, двадцать лет спустя, я определяю для себя профессию учителя как человека, указывающего путь, т. е. проводника, причем не только в мир знаний, но и в мир эмоций, чувств, культуры. Для меня как для учителя важно показать ребенку то, чему он должен научиться, поставить перед ним цель и вместе с ним до этой цели дойти.

Светлана Каракосова,
консультант секретариата уполномоченного по правам ребенка в Ростовской обл.

Быть учителем – это значит ежедневно делиться с детьми своими знаниями, жизненным опытом и душевным теплом. Такие способности даны не каждому, поэтому и говорят, что стать учителем можно только по призванию.
Для того чтобы успешно работать с разными категориями учащихся, родителями и педагогами, учитель должен обладать высокой профессиональной компетентностью, дисциплинированностью и тактичностью, владеть бесконфликтными технологиями поведения, иметь здоровую нервную систему. В своей работе он должен руководствоваться принципом: сначала полюби, а потом учи!
Учитель – это созидатель душ граждан страны, великая ответственность и огромный вотум доверия.

Андрей Кордочкин,
учитель географии Коммунарской СОШ № 1, г. Коммунар Ленинградской обл.

Лев Толстой писал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Думаю, что это действительно два ключевых качества для учителя, определяющих его профессионализм.
Бывает, что ученик по разным причинам пытается вывести учителя из себя. Если не поддаваться на провокации и не копить в себе злость к такому ребенку, то рано или поздно отношения нормализуются, а возможно, и перерастут в дружбу. Именно взаимоотношения учителя с трудными детьми на уроке определяют настроение, а значит и работоспособность всего класса.
Любовь к делу, как правило, выражается в умении учителя творчески к нему относиться. Если учитель получает удовольствие от «покорения» новых методических приемов и в школе есть материальная база для реализации новых идей, то детям на его уроках будет интересно. В результате возникнут предпосылки для сотрудничества между учеником и учителем, что согласно новым стандартам является одним из требований к обучению детей в школе.
Итак, быть учителем – это значит любить детей и любить свое дело.

Опрос провела Татьяна Коваленко